Алексей Федорчук
С тех пор как я, прикидываясь порядочным, перестал пренебрегать вводом типографских символов, больше всего меня достаёт ввод парных кавычек. Тире, что длинное, что короткое, вводится на автомате, и к тому же оба они не зависят от раскладки. Символ дефиса на клавиатуре что при латинице, что при кириллице на одном и том же месте, а символ точки для en dash при последней можно брать из неё. Благо он у меня, благодаря Typewriter Legacy, находится на нижнем регистре.
Кроме того, длинное тире легко заменяется глобально, средствами любого развитого текстового редактора — что в документе, что во всех файлах проекта или каталога, а короткое — требуется редко. Нет проблем и с многоточием, опять же при любой раскладке.
А вот с парными кавычками некоторые напряги имеются. Ввод что открывающей, что закрывающей даже в латинице требует трёх клавиш и четырёх нажатий. При наборе кириллических символов к этому присоединяется необходимость или временного переключения на латиницу, или удержания «одноразового» переключателя (у меня — правый Control). Требуются же кавычки очень часто — и как раз в кириллице, потому что окружающую действительность иначе чем в кавычках воспринимать трудно. Кроме того, парные кавычки, в отличие от прямых, ни в одном из известных мне редакторах не подвержены автозакрытию. Наконец, в текстах с вкраплениями HTML-кода (а у меня все тексты такие) они практически не поддаются глобальной замене: как ни исхитряйся, а в тегах ссылок где-нибудь их да зацепишь.
В итоге, перейдя в очередной раз с Komodo на Geany (почему — отдельный вопрос), я задумался над сочинением макроса для автоматизации ввода парных кавычек (а заодно и прочей типографики). Думы моис сводились к тому, как встроить в макрос нажатие клавиши Compose — очевидно, что простым протоколированием этого не сделать. И продолжались до тех пор, пока я не смекнул, что вся типографика — точно такие же символы Unicode, как и любые другие буковки, цифирьки и препинаки. То есть, записав практически пустой макрос, при редактировании их можно просто «скопипастить» в него (как протоколируются и редактируются макросы, было описано в упомянутой выше заметке). Что для открывающей и закрывающей кавычки даёт такой вид:
Вдохновлённый результатом, я тут же соорудил макросы для ввода длинного и короткого тире (сэкономив в первом случае на двух нажатиях клавиши Spacebar), а также многоточия. И в результате моя интегрированная таблица макросов для ввода тегов и типографики приобрела такой вид:
Не много? Практика показала, что этого мне хватает в 99 случаях из ста. А ограниченный объём её позволяет довести ввод до уровня рефлексов собаки Павлова.
Да, конечно, всё это будет работать только в том редакторе, для которого макросы сделаны — в данном случае в Geany. Но похоже, он будет моим главным инструментом на всю оставшуюся жизнь. А почему — расскажу при случае в заметке из серии Сравнения мужей.
«… пока я не смекнул, что вся типографика — точно такие же символы Unicode, как и любые другие буковки, цифирьки и препинаки».
И которые можно записать в файл раскладки (или в typo), чтобы не морочить себе голову макросами :).
3d level решает эту проблему глобально — для всех программ и без макросов.
Спорный вопрос, ребята…
Кому что проще.
По-моему, решить проблему глобально — проще, чем локально.
В данном случае локальное решение проблемы имеет свои преимущества. Ведь макрос — это не просто ввод символа, а и, при желании, их последовательности. Например, макрос для длинного тире у меня — не символ, а последовательность: пробел-тире-пробел. Аналогично пара из открывающей и закрывающей кавычки.
Мне описанного набора хватает, но любители эффектов могут склпать макросы для ввода последовательностей типа ?.. или !..
Что предусмотрено русской классической традицией. И почему Тема Лебедев, известный, возражает против использования символа многоточия вместо трёх точек.
Для пишущих (в том числе и) на более иных языцех, где свои традиции типографики, это может быть важно.