Алексей Федорчук
Serg B в серии комментариев к заметкам про Cintu (см. также здесь) изложил свои соображения по поводу особенностей установки Cinnamon в этой системе, а заодно и в прародительском Linux Mint. За что, пользуясь случаем, мы с котом Manual’ом выражаем ему свою признательность.
Кот Manual, кстати, настоял на проверке наблюдений Сергея, которые показали, что так оно и есть, нога (в виде кучи компонентов MATE) в редакциях Cintu имеется. После чего мы с Manual’ом посоветовались, и решили поглядеть: а как с этим обстоит дело в более иных дистрибутивах.
И первым на очереди был Antergos, который издревле славился хорошей поддержкой среды Cinnamon. Что, в общем-то, не удивительно, ибо в девичестве дистрибутив этот носил фамилию Cinnarch, которая прозрачно намекала на его происхождение от Archlinux’а, к которому был прикручен Cinnamon. Правда, с тех пор немало воды утекло, и этот десктоп в Antergos’е стал лишь одним из многих. Однако Cinnamon в нём по прежнему поддерживался выше всяких похвал (см. соответствующую рубрику).
Как раз незадолго перед тем вышел ежемесячный, апрельский, «освежитель» Antergos’а в виде Live- и Minimal-образов, которые мы с Manual’ом незамедлительно скачали в 64-битном исполнении, после чего установили систему в виртуальной машине. Где она нам так понравилось, что Manual раскололся на свою заначку неразмеченного дискового пространства, на которое Antergos и был водружён, дабы опять пребывать в качестве второй рабочей системы. Как оно имело место быть пару лет назад — а нынче к тому и ещё добавилось резонов.
Но о резонах — чуть позже. А пока — вкратце о впечатлениях. Установка системы происходит практически так же как и ранее. Однако, по причине тех же резонов, будет подробно описана в одном из следующих очерков. А пока заметим, что итогом установки является система, занимающая на диске чуть больше 4 ГБ. Разумеется, при отключении в инсталляторе всего «лишнего» — точнее, субъективно обусловленного, вроде браузеров, офисов и прочего. Но содержащая, однако, приложений для работы с графикой, полный комплект мультимедии и весь сборочный инструментарий, от gcc
до заголовочных файлов ядра. Благодаря чему при установке в виртуальной машине подключение «гостевых» дополнений не создаёт ни малейших проблем.
Нас с котом Manual’ом интересовала установка системы со средой Cinnamon, к которой и относится всё сказанное выше относительно объёма и приложений. И главное впечатление от этой установки была полная стерильность среды — ни одного пакета из среды MATE в ней не оказалось:
Не было и ни одного из компонентов, отмеченных Сергеем в качестве зависимостей — mate-panel
, gnome-panel
или tint2
. Таким образом, майнтайнеры Antergos’а оказались более правоверными Cinnamon’щиками, чем сам Папа Римский старина Клем, и полностью уберегли систему с этим десктопом от всех классово чуждых ей элементов.
Некогда отмечалось, что особенностью Antergos’а (как, впрочем, и прародительского Arch’а) являлся рендеринг шрифтов, лишённый всякого улучшательства, давно ставшего привычным для применителей большинства прочих распространённых дистрибутивов.
Ныне это изжито, и обычные TTF-шрифты в Antergos’е вын=глядят точно так же, как, например, в Ubuntu’идах. Причём этот результат достигнут без всяких «левых» патчей типа *-infinality
и *-ubuntu
.
Вторым существенным (для нас с котом Manual’ом) препятствием для повседневного использования Antergos’а была исключительная задумчивость при запуске ряда сетевых приложений (в частности, всех браузеров). Которая, конечно, лечилась, но не самым тривиальным способом, и не до конца. Ныне от этой тормознутости не осталось и следа. В чём мы убедились, установив полюбившийся в последнее время браузер Vivaldi (ибо на стадии инсталляции отказались и от Chromium’а, и от Firefox’а).
К слову сказать, Vivaldi можно «установить» из официального репозитория Antergos’а:
Что вовсе не означает нарушения лицензионного соглашения, которым «Разрешается персональное использование, но не распространение или модификация». Потому как никакого такого пакета Vivaldi в репозитории не содержится: это просто сценарий для скачивания rpm-пакета с официального сайта, его распаковки и инкорпорации в файловую иерархию целевой системы.
Аналогичным способом (но только из Arch’квского AUR’а) можно установить плагины к Vivaldi всякого (преимущественно мультимедийного) рода;
Имеется и соответствующий сценарий для любителей браузера Opera:
Более того, обнаружился и сценарий для шрифтов Input фирмы Font Bureau, бесплатных для некоммерческого использования, но распространению не подлежащих. Впрочем, это тоже достижение не Antergos’а, а прародительского Arch’а, ибо они находятся в AUR’е:
В AUR’е имеется последняя версия текстового редактора Geany, собранная с Gtk 3 (она же, но с Gtk 2, лежит в репозитории официальном). За время, прошедшее с тех пор, как я (ещё без кота) смотрел на эту сборку, она сильно усовершенствовалась, и стала похожей на настоящую. Впрочем, я забегаб вперёд — Geany с Gtk 3 заслуживает отдельного очерка.
А завершая рассказ первых совместных, с котом Manual’ом, впечатлениях от Antergos’а, замечу: в AUR’е обнаружились все программы, необходимые для 3D-сканирования, описанные Владимиром Родионовым в специальной статье. Тема эта стала для нас очень актуальной. И потому Manual настаивает, чтобы мы в ближайшее время, отложив прочие дела, уделили основное внимание Antergos’у и его приложениям. А, как известно,
То, что промявкает кот
Должно быть исполнено. Вот!
И потому цикл очерков и заметок об этом дистрибутиве выходит на новый виток диалектической спирали. Так что продолжение следует.
Первые впечатления:
на обычном, «накатываемом», ядре cinnamon стартует на ура
если же пробовать lts-ядро, то — программный рендеринг :(
пичаль-бида
далее, разметка при установке. это ж Arch…. поэтому либо для tmp нужно отдельно указывать побольше …байт, либо нужно будет потом сборочный каталог куда-то из tmp переносить, где нет ограничений tmpfs по свободному месту