Алексей Федорчук
В предыдущих очерках и заметках цикла об Antergos неоднократно упоминалось о двух мелких, но очень неприятных (для меня) недостатках «дедовского» дистрибутива: задумчивость при запуске ряда сетевых приложений и некачественный рендеринг шрифтов. Первый недостаток изживается на корню настройкой dhcp-маскарадинга.
А вот со шрифтами всё оказались не так однозначны. В современных Иксах рендеринг шрифтов определяется тремя библиотеками: freetype2
, fontconfig
и cairo
. В сборках из первозданного апстрима они обеспечивают весьма скверный вывод шрифтов True Type (да и почти всех прочих, как векторных, так и растровых). Поэтому в большинство дистрибутивов уже давно включаются версии этих библиотек с дополнительными патчами. Исключения немногочисленны: из известных мне это оригинальная Fedora — по причинам, видимо, юридического характера (в RFRemix, правовыми заморочками не отягощенном, freetype2 и fontconfig — патченные), Slackware и её клоны, PCLinuxOS (подозреваю, что Патрику и его продолжателям в первом случае, Texstar’у во втором, этот вопрос глубоко до лампочки).
В Antergos по умолчанию, при первичной инсталляции, задействуются сборки freetype2
, fontconfig
и cairo
именно из первозданных источников, как и в прародительском Archlinux’е. Патченые же их сборки имеются в AUR, причём в двух вариантах — *-infinality
и *-ubuntu
. Однако разборки с ними требовали некоторого времени.
Поэтому, как паллиатив, я при предыдущих установках Antergos полностью отказывался от применения шрифтов True Type, ограничившись гарнитурой Cantarell для элементов интерфейса и Source Code Pro — для терминалов и текстовых редакторов. И та, и другая имелись в формате Open Type и обеспечивали вполне приличное воспроизведение шрифтов:
Во всех браузерах я по умолчанию тоже устанавливал шрифты Open Type, однако это не всегда помогало. Во-первых, шрифтов семейства Serif с поддержкой кириллицы в этом формате, мягко говоря, вообще не густо (вряд ли замечательные шрифты семейства Thessalonica, некогда разработанные Алексеем Крюковым, подходят для повседневного использования), а репозиториях Antergos’а и Arch’а (даже в AUR) их не оказалось совсем (Source Serif Pro, там наличествующие, кириллицу до сих пор не поддерживают).
А во-вторых и главных, как известно, веб-, с позволения сказать, мастера дизайнера часто прописывают в своих стилях такие причудливые шрифты, что ни в сказке не сказать, ни на экран вывести. И даже запрет использования сайтовых шрифтов далеко не всегда помогает: что-нибудь особенно уродливое где-нибудь обязательно да выскочит.
Так что, установив обновлённый Antergos, я решил разобраться со шрифтами раз и навсегда. И для начала прочитал соответствующий раздел на ArchWiki. Из коего следовало, что из обоих наборов патченых пакетов православным следует использовать *-infinality
, а *-ubuntu
предназначены для безбожников.
Поскольку я принадлежу к последним, то и шрифты во всех Ubuntu’идах мне нравятся больше. Ибо в прежние времена я немало экспериментировал с Infinality — и с переменным успехом. А последние два года, работая преимущественно в дистрибутивах проекта Mint, обнаружил, что в них и экспериментировать не нужно: Linux Mint и LMDE2 — единственные два дистрибутива за всю мою почти двадцатилетнюю практику, в которых я в принципе мог бы работать со шрифтами по умолчанию.
Так что вопроса, какое пиво пить какие пакеты использовать, у меня не возникало. Возникал другой вопрос — как их установить. Который, впрочем, решался просто, посредством Pamac’а, хотя и требовал немножечко внимания при настройке доступа к AUR. А именно: во-первых, надо этот самый доступ включить, во-вторых, проследить, чтобы опция Не спрашивать подтверждение при создании пакетов была отключена (у меня она обычно включена):
Ибо её включение ведёт к тому, что на все запросы подтверждений в ходе сборки и установки пакетов будут приниматься ответы по умолчанию, а нам, как будет сказано дальше, такой хоккей не нужен.
После этого в главном окне Pacman’а следует озаботиться включением опции Искать в AUR, а затем отыскать нужные пакеты — те самые, что на следующем скриншоте помечены как установленные (ну не разустанавливать же мне их обратно):
Теперь можно нажимать кнопку Применить изменения и в развернувшемся терминале внимательно следить за всеми сообщениями, требующими ответа при сборке и установке каждого из трёх пакетов.
Собственно, внимание потребуется при ответе на один запрос: перед установкой каждого пакета будет сказано, что новая версия конфликтует с имеющейся в системе версией непатченой, вопрошаемо, удалить ли старую версию и по умолчанию предложен отрицательный ответ. Каковой, естественно, следует заменить на отрицательный — в противном случае последует сообщение о неразрешимом конфликте зависимостей, и патченая версия установлена не будет. Именно во избежание чего и следует отключить опцию Не спрашивать…, о чём говорилось выше.
Вот, собственно, и всё: далее перезапускается среда обитания и наблюдается, что прежде приемлемые шрифты стали хорошими, а неприемлемые… тоже хорошими. Такими же, как в Linux Mint Rosa, которую я имел удовольствие наблюдать непосрдественно перед тем, как… То есть плохих шрифтов не осталось просто нигде.