Алексей Федорчук
16 Июнь 2007 г.
…была осуществлена в ночь с 14 на 16 июня 2007 года по инициативе издательства «Научный мир» (кто не знает — это оно издавало мою последнюю книжку Гуманистический Linux).
Целью экспедиции был сбор материалов для туристско-краеведческих буклетов культурно-исторического направления. Первый из таких буклетов, посвященный городу Мышкину (Ярославская губерния) уже был издан.
Направлением же настоящей экспедиции были — Тверь, Старица, Торжок. Главным объектом в данный момент выступала Старица и ее окрестности.
В качестве транспортного средства использовалась автомашина производства антинародного южнокорейского режима под названием Сундучок.
В экспедиции приняли участие:
коммандор пробега — генеральный директор вышеуказанного издательства (в прошлой жизни — коллега геолог по Северо-Востоку Союза); по совместительству выполнял роль водителя-механика; в дальнейшм выступает под ником Валя;
фотограф — спортсменка, комсомолка, отличница (в прошлой жизни), наконец, просто красавица (в нынешней); будучи коренной уроженкой тех краев, по совместительству выполняла обязанности штурмана, а главное — знатока местных достопримечательностей; далее будет фигуировать под ником Лена;
ваш покорный слуга — будучи раздолбаем по жизни, именно в этой роли и выступал; правда, пытался слушать местные сказки, легенды, тосты — но записывать ничего не мог, так как писать давно разучился; посему на меня была возложена обязанность прислуги за все — например, бегать за пивом (для себя же, любимого) и угощать даму папиросами (которых было вдоволь) и семечками (каковых не имелось вообще).
Участники экспедиции воссоединились ранним утром 15-го на главной площади города Твери. Как называется эта площадь? Догадайтесь с трех раз. Первый ответ — верный: площадь Ленина. Попасть на нее (а ни Валя, ни я ранее в Твери не были, ходя лет тридцать назад я и посещал город Калинин, но все напрочь забыл) оказалось элементарно: надо было просто ехать по улице Ленина до памятника Ленину. Каковой и маркировал собою одноименную площадь.
Первый этап экспедиции происходил внутри города Твери и интереса для широких народных масс не представляет, так как был посвящен решению копирайтных проблем — да-да, проблемы такого рода возникают не только в софверной индустрии, но и в историко-культурной среде, которая, казалось бы, по определению принадлежит народу.
Возникшие проблемы были тем или иным способом решены, и наша экспедиция направилась к первому объекту — городу Старице. С попутным заездом в те пункты, каковые Лена полагала достойными того (и все без исключения из которых действительно оказались того достойными).
Первым пунктом нашей программы оказалась деревня ИвАнищи (или, в другой трактовке, ИванИщи — у меня было большое искушение спросить, а нет ли поблизости деревни Большое Педерастино, но я воздержался). Там стояла церковь — как говорят, обладающая массой достоинств. Будучи полностью не копенгаген в этом вопросе, воздержусь от комментарием. Тем не менее. отсняли ее во всех ракурсах.
Следующим пунктом было село Чукалино, знаменитое тем, что там имело место быть пребывание графа… ну не запомнил я его хвамилиё, но Пушкин туда пребывал — водку пьянствовать, на балах танцевать и … вероятно, аморальствовать. Церковь там тоже есть, очень своеобразный особняк, почти целиком сохранившийся. И питомник ездового собаководства. Почему-то охраняемый собаками караульными. Впрочем, от встречи и с теми, и с другими Господь нас миловал.
Затем — собственно Старица, с ее Свято-Успенским монастырем, активно реставрируемым в настоящее время, и краеведческим музеем, расположенным на его территории. На счет монастыря ничего не скажу, музей, не смотря на небольшие размеры, очень интересен.
Сама по себе историческая Старица — на противоположной стороне Волги. Сохранились фрагменты крепостного вала.
Далее по маршруту было село Красное, оказавшееся самой большой неожиданностью. То есть теоретически Лена нас с Валей подковала — что там стоит храм в псевдоготическом стиле, один из двух в России (второй, точнее, первый — это Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге). Но слышать — это одно, видеть — совсем другое. Уж насколько я человек не восприимчивый к такого рода вещам — и то был впечатлен.
Впрочем, самое интересное было не это. Пока мы рассматривали этот храм и совершали непременные снимки (точнее, их делала Лена, а мы с Валей молчаливо присутствовали), во дворе церкви появилась дама и помахала нам рукой, предлагая зайти.
Мы не отказались — и в результате выслушали очень подробный рассказ и об истории этой церкви (она была построена по образу и подобию той самой Чесменской церкви), и об окружающей ее старинной действительности. А село Красное тоже было имением — им в 18-м веке владел некто Полторацкий, собственно, эту церковь и построивший, человек весьма нестандартной для того времени судьбы. Совершили мы и поездку к расположенному неподалек святому источнику. На счет святости — это вне моей компетенции, но вода там действительно очень вкусная.
По ходу дела выяснилось, что дама эта — почти моя соотечественница (родом из Туркмении). И, в соответствие с чисто азиатскими традициями, мы были удостоены приглашения в церковный дом — не ручаюсь за точное его название. Где были приняты полностью в соответствии с традициями азитского гостепреимства.
Впрочем, история и этой церкви, и людей, поддерживающих ее, заслуживает отдельного рассказа. Даже не как церкви, а как памятника архитектуры. И к этой истории я вернусь со временем. Она того заслуживает — и не только в связи с той самой церковью. Поверьте, я человек вполне черствый и не сентиментальный, но меня она тронула…
Ну а дальше — переезд до Торжка на предмет решения оргвопросов, доставка Лены к месту ее проживания — и в Москву. Куда Валя нас с ним и оттранспортировал — это 300 км после полутора суток беспрерывного сидения за рулем. Вот так…