Алексей Федорчук
Версия 2, 23 мая 2006 г
Вот уже скоро десятилетие подвизаюсь я на ниве линуксописательства (разбор архивов показал, что первые материалы на эту тему датируются 1998 годом). За прошедшее время мне довелось написать не один десяток статей и заметок, имеющих то или иное отношение к Linux и Open Source.
Большая часть из них либо размещалась на моих сайтах, кочевавших, в силу ряда причин, с хоста на хост (и в конце, концов, нашедших окончательное, надеюсь, пристанище на
В своей заметке я не ставлю себе задачи ни упомянуть все (или даже самые крупные) русскоязычные Интернет-ресурсы, связанные с тематикой Unix, Linux и Open Source, ни описать их историю: такая работа уже проделана в
Префикс «Ру» в данном контексте символизирует лишь языковую принадлежность, но не физическое размещение сайтов, подданство или, паче того пятый пункт анкеты их создателей. И еще: ниже я использую для краткости термин Linux-ресурсы, но не следует забывать, что он подразумевает сайты, связанное с Unix и Open Source во всех его проявлениях.
И последнее. По понятным причинам, работоспособность всех приводимых ниже сайтов не то что не гарантируется, а как раз наоборот: некоторые сайты уже заведомо не отвечают. Такова их судьба. Поэтому все ссылки не активизированы — чтоб никому не было обидно.
Для начала посмотрим, как выглядят сайты очерченной тематики в мировом, так сказать, масштабе. Все они могут быть разделены на три группы. Первая — это сайты крупных и долгоживущих свободных проектов, начиная с самого linux.org/ и кончая многочисленными дистростоителями. Общественный их статус подчеркивается принадлежностью (как правило) к зоне org. Этой группе свойственна стабильность во времени и (сетевом) пространстве: история многих org-сайтов исчисляется уже десятилетиями.
Вторая группа — сайты более или менее крупных фирм — разработчиков дистрибутивов и иных, в том числе коммерческих, программных комплексов. Их стабильность тесно коррелирует с положением создателей, в качестве коих могут выступать фирмы, отдельные лица или их объединения. Если одни сайты (Red Hat, скажем, или Suse) существуют и развиваются уже более десяти лет, то другие — исчезают в одночасье.
Наконец, третья группа, самая многочисленная — сайты Linux-энтузиастов, каковыми являются не только разработчики софта, разного рода группы пользователей, но и все более крепнущая группировка пользователей-индивидуалов.
Чётких границ между выделенными группами нет. Общественные проекты могут обрастать коммерческими или квазикоммерческими dot-com’образными структурами, и, напротив, вокруг сайтов коммерческих фирм возникают сайты общественной поддержки (типичные примеры — сопряженные пары Red Hat и Fedora, или Novell/Suse и OpenSuse). А сайты энтузиастов в любой момент (при благоприятных условиях) могут превратиться в источник хлеба насущного.
А как обстоит дело на Руси? Как всегда, «все вроде бы так, да вообще-то не так» — вплоть до полной противоположности. Начать с того, что org-сайтов на Руси практически не водится — и оно понятно: граждане нашей страны, участвующие в крупных общественных проектах (таких, как Debian или Gentoo), на соответствующих сайтах и базируются. В частности, обеспечивая поддержку на них русскоязычных страниц вообще и русских переводов документации в частности..
Правда, время от времени на просторах Рунета возникают своего рода национальные клоны международных общественных проектов — как правило, посвященных отдельным дистрибутивам. Тут можно вспомнить и Gentoo.ru, и Archlinux.ru, и проекты, связанные с дистрибутивом CRUX. Однако на деле это, как правило, все те же сайты энтузиастов — лишь немногие из них обретают подлинно общественный статус. И потому к ним мы еще вернемся — при рассмотрении ресурсов третьей группы.
Разумеется, наличествуют в Рунете и сайты фирм — разработчиков дистрибутивов. Тем паче, что на просторах несколько съежившейся одной шестой Земной суши дистрибутивов c национальной спецификой разрабатывается больше, чем в какой-либо иной стране. Разве что за исключением Бразилии и Испании — в первой развивается масса общебразильских проектов, во второй же, похоже, собственный дистрибутив скоро будет в каждой провинции.
Да, сайтов фирм-майнтайнеров в Рунете немало — тут нужно вспомнить и Altlinux, вышедший из недр IP Labs Linux Team, первопроходца русского дистростроения, и ASPLinux, и недавно ворвавшийся в их ряды MOPSLinux. Не следует забывать и о фирмах, распространяющих и поддерживающих дистрибутивы международные, а также русскоязычных секциях последних.
Пожалуй, на фоне «фирменных» сайтов не менее заметны сайты распространителей дистрибутивов. Хотя в количественном отошении их немного: на сегодняшний день можно говорить только об активном развитии сайта Linuxcenter — ресурсе, объединяющем в себе онлайновый магазин по торговле дистрибутивами, новостной портал и онлайновую библиотеку материалов по тематике Open Source..
Кстати говоря, дистрибутивы Linux (и всяких BSD-систем) предлагаются на продажу на многих сайтах третьей группы. Однако называть их онлайновыми магазинами было бы неправильно — это или участники партнерских программ, или просто попытки превратить свой энтузиазм в источник… ну если не совсем дохода, так хотя бы в средство погашения расхода.
И, наконец, разделы, посвящённые Open Source, на сайтах онлайновых СМИ общей IT-тематики. Не сказать, чтобы они были так уж многочисленны. В исторически обозримом прошлом вспоминается только раздел, посвященный свободному софту, на сайте Компьютерры, к сожалению, уже давно прекративший свое самостоятельное развитие.
Так что определяют погоду в Linux-сегменте Рунета все-таки сайты энтузиастов. Они многочисленны и разнообразны — перечислять их не буду, полную подборку ссылок можно найти на ресурсе Виктора Костромина — кстати, одного из типичных представителей этой группы.
В первом приближении сайты энтузиастов можно разделить на:
- новостные порталы;
- форумы;
- коллекции ссылок;
- подборки документации;
- места размещения авторских материалов.
Жёстких границ между сайтами разных видов нет: новостные порталы неизбежно сопровождаются форумами для обсуждения новостей, коллекции ссылок на тематические ресурсы рано или поздно обрастают как подборками документации, так и авторскими материалами, из форумов подчас вырастают оригинальные авторские проекты, форумы прикручиваются и к некогда сугубо авторским сайтам и так далее. Примеры контаминации можно было бы умножить многократно — и, тем не менее, основной профиль каждого из популярных Linux-ресурсов просматривается достаточно отчётливо.
От чего зависит судьба таких сайтов? До некоторого времени — во многом от условий их хостинга. Насколько можно было судить по имеющимся (обычно косвенным) данным, они в большинстве своем размещались а) на серверах фирм или госучреждений (любого профиля, но, в общем случае, с Linux’ом никак не связанных), где работали их создатели, и б) на всякого рода серверах, предоставляющих услуги бесплатного хостинга.
В первом случае размещение сайта осуществляется либо с официального (чаще — молчаливого) разрешения начальства, либо — просто явочным порядком, пользуясь его, начальства, некомпетентностью (или обычным пофигизмом). Случаи активной поддержки таких сайтов руководством, хотя, вероятно, и имеют место быть, вряд ли типичны и многочисленны.
Как следствие, стабильность таких «квази-фирменных» сайтов может быть далекой от идеала. Что особенно характерно для госбюджетных учреждений: выгорание хаба или развал винчестера могут вызвать их паралич на неопределённый срок (это я по собственному опыту говорю). А всякого рода внешние обстоятельства могут привести к исчезновению ресурса вообще — и примеров тому за историю Рунета можно было бы привести много.
С сайтами, пользующимися бесплатным хостингом, другая сложность. В свое время я посвятил немало времени изучению проблемы бесплатных хостов, в результате чего вывел нехитрую закономерность их жизненного цикла. Сначала, сразу после создания, такой сервер функционирует просто замечательно, налагая лишь минимальные обязанности рекламного характера типа показа баннеров (а то и вовсе обходясь без таковых).
Такая лафа имеет естественным следствием наплыв пользователей. По достижении некоей критической массы которых качество сервиса столь же естественным образом падает. Далее возможно несколько сценариев развития:
- хроническая агония бесплатного хоста, вплоть до летального исхода;
- ужесточение рекламных обязательств пользователей (к баннерам добавляются принудительные pop-up’ы и прочие прелести) на предмет отсечения халявщиков (или максимального затруднения жизни для тех, кому на халяву и уксус сладок);
- беззастенчивое урезание пользователей бесплатного хостинга под любыми предлогами (типа — необновления в течении такого-то срока), в том числе и просто выдуманными;
- наращивание его ресурсов (пропускной способности каналов, дисковых объемов и прочего) с одновременными мерами по компенсации понесенных затрат.
Компенсация эта может выражаться как теми же рекламными акциями, так и просто переходом к платному хостингу. Стоимость которого может быть вполне символической в масштабах вечности, но более чем реальной для отечественных Linux-энтузиастов (большинство из которых излишними доходами не отягощены). Да и, по моим наблюдениям, «малоплатный» хостинг, в большинстве случаев, отличается от чисто бесплатного тем, что предоставляет услуги того же качества и количества, что и последний, но — уже за деньги.
Я не хочу сказать худого про действия хостеров. Во-первых, «халява, сэр» — она халява и есть, грех на нее обижаться. Во-вторых, даже не лучший по качеству бесплатный хостинг все же лучше, чем никакого: вспомним, сколько интересных проектов выросло из бесплатной странички на geosites.com и подобных серверах. Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что бесплатный хостинг — как секс: если он хорош, это здорово, если же плох, то это все же лучше, чем… эээ… — «сам с собою одною рукою». И наконец, в третьих: существует некоторая категория бесплатных хостеров (хотя их скорее следует отнести к системам поддержки проектов), на удивление ответственно относящихся к добровольно принятым на себя обязательствам (и тут я не могу не вспомнить добрым словом Чертовы Кулички. Так, моя страница Укрывище эникейщика, не обновлявшаяся с июля 2000 года, по сей день функционирует вполне справно; вот уж воистину — «хранить вечно»…
В последние годы острота проблемы хостинга несколько сгладилась. Во-первых, появилось достаточное количество серверов, стабильно предоставляющих достаточно качественные услуги такого рода за вполне умеренную плату. Во-вторых, под существующий интересный проект можно получить поддержку со стороны серверов «фирменных»: так, Линуксфорум и еще несколько проектов уже давно «проживают» на сервере Линуксцентра, и это — не единичный пример. Наконец, в-третьих, рост «осетенения граждан» за счет «домотканных» провайдеров, провайдеров районного масштаба и всякого рода ADSL-подключений приводит к тому, что в ряде случаев собственный сервер с Linux-ресурсом становится реальным содержать чуть не в домашних условиях (и такого рода примеры чукча знает).
Конечно, варианты хостинга 1) и 3) — а в некоторых случаях и 2) — требуют дополнительных финансовых расходов. И на предмет их поддержки (в том числе и финансовой) разработчики многих персональных ресурсов ныне широко прибегают к продаже дистрибутивов, а также тематической литературы и специфической атрибутики. И тут просматривается два варианта. Первый — участие в партнерских программах больших онлайновых магазинов, где платится определенный процент при «покупке по клику». Правда, насколько я знаю, в интересующей нас области такую партнерскую программу предлагает один-единственный магазин — тот, что на Линуксцентре.
Второй вариант — это отладка собственной системы записи, приема заказов и рассылки дистрибутивных дисков, причем подчас по неправдоподобно низким ценам. Объясняемым а) исключением из декларируемой цены стоимости доставки (за которую, тем не менее, платить придётся), и б) отсутствием издержек на содержание офиса, бухгалтерского учета и прочей атрибутики пост-советского бизнесмейства. Первое при желании можно трактовать и как обман покупателей. Второе же имеет место только до тех пор, пока продажи носят штутчный характер: при переходе на «индустриальные рельсы» создание соответствующей инфраструктуры становится неизбежным, и сайт теряет свою принадлежность к «группе энтузиастов».
Так что я не стал бы, подобно Виктору Костромину, считать онлайновую торговлю дистрибутивами фактором, способствующим выживанию Linux-ресурса. Как раз наоборот — вся история Linux-сайтостроения являет собой яркий пример опровержения доктрины классиков марксизма-ленинизма (в число коих необходимо включить и профессора Выбегаллу) о приоритете материального над духовным. Надеюсь, что заключительные части моей заметки убедят в этом не предвзятого читателя.
Однако факт остается фактом: в рассматриваемом контексте следствием неопределённости положения является частая миграция Linux-ресурсов, а то и просто их, казалось бы, бесследное исчезновение: подсчитайте количество «мертвых» ссылок в любой их коллекции. И станет ясным, сколько интересных материалов скрылось с горизонта за последние годы.
Все это было бы очень грустно, если бы не феномен эпохи Интернета — фактор переразмещения. На котором я хотел бы остановиться подробнее.
Начиная с некоторых пор, я довольно часто получаю письма с просьбой о переразмещении того или иного из моих материалов на сайте корреспондента. И еще чаще — письма вроде: «прочитал твою статью на www.khren-znaet-gde.ru и хочу сказать…». Что, с одной стороны, доставляет мне известные неудобства: после многоточия обычно следует сообщение о допущенной мной там или здесь ошибке.
Поймите меня правильно: я ни в коем случае не против таких писем . более того, очень даже «за». Ведь именно таким образом я узнаю массу нового и для меня интересного. Однако ошибки, на которые в них указывается, с большой долей вероятности, исправлены в оригинальном материале. Или этот материал давно уже снят за утратой актуальности…
С другой стороны, мне весьма лестно, что мои писания переразмещаются на многих сайтах. Это вселяет надежду — что бы ни случилось со мной или моим сайтом, они будут существовать, пока к ним сохраняется интерес. Хотя, должен заметить, что последнее время я по умолчанию разрешения на переразмещение не даю. По причинам, упомянутым в предыдущем абзаце, и еще некоторым, важнейшую из которых я назвал бы «политкорректностью».
На вопросе «политкорректности» хотелось бы остановиться отдельно. Он включает несколько аспектов. Первое — ссылки на первоисточник, от которых не освобождают никакие представления о свободе и свободном лицензировании. Почему-то во многих случаях считается достаточным привести e-mail автора — хотя, повторяю, автору это ничего не дает, кроме лишней головной боли (в виде писем «как бы по делу», не говоря уже об откровенном спаме).
И даже ссылка на конкретный материал с авторского сайта — не вполне корректный способ цитирования. Ибо настоящий авторский сайт — это цельное произведение, подобное книге. А ведь никому не приходит в голову ссылаться на главу из книги (а то и выдранный с мясом абзац), а не на книгу как на системную целостность.
И главное: переразместитель, по моему глубокому убеждению, должен не только пользоваться плодами чужого труда, но и принимать на себя некоторые обязанности. Из которых важнейшая — отслеживание изменений в оригинале переразмещенной статьи. Ведь сетевые материалы по определению не есть нечто неизменное — они постоянно исправляются, дополняются, актуализируются.
В общем, если культура цитирования бумажных изданий, складываясь веками, к настоящему времени устоялась (по крайней мере, среди образованной части населения:-)), то культура онлайнового цитирования находится в зародыше.Чему примером совсем недавняя история с материалами Тихона Тарнавского aka t.t по Maxima.
А ведь роль переразмещения и сопряжённой с ней культуры цитирования в настоящее время трудно переоценить. Именно практика свободного переразмещения в Сети спасла от забвения множество вещей, забвения отнюдь не заслуживающих. Для примера вспомним авторскую песню в своем классическом выражении, казалось бы, прочно забытую к середине 80-х. И вдруг волшебным, как из небытия, образом возникшую снова во второй половине 90-х. И в лице не только своих всенародно известных представителей. Но и тех, кто и в старые-то времена пользовались очень широкой известностью лишь в очень узких кругах. Ну кто, скажите на милость, лет десять-пятнадцать назад помнил, что Михаил Анчаров был автором всенародно известной «Баллады о воздушном десанте», Владимир Ланцберг — культовых, как говорят нынче, для моего круга и поколения песен «Пора в дорогу, старина» и «Мы условимся, трупов не будет». А уж «Юнкера», «Кони вороные», «И падал я в душные травы…» Бориса Алмазова, казалось, вообще канули в Реку Забвения…
Впрочем, это — совсем отдельная тема. Как-нибудь, выкроив время и собравшись с мужеством, я сочиню статью о внутреннем родстве между явлениями советской авторской песни и движением Open Source. А пока — вернусь к последнему.
Можно сказать, что «написанное пером — не вырубишь топором». Однако не нужно иллюзий на тему «рукописи не горят». Мы-то знаем, что как раз они и горят, да еще как. В отличие от того, что попало в Сеть. Правда, и Сетевые материалы вырубить можно — не топором, но рубильником в мировом масштабе. И страховка от этого только одна: их переразмещение на максимально возможном количестве физических серверов. И потому Сетевые материалы я сравнил бы скорее не с печатной, но с устной традицией.
Каковая, при всей своей кажущейся хрупкости, гораздо устойчивее того самого, «написанного пером». Не зря же в седой и бронзовой индоевропейской древности только устная традиция считалась истинно священной — ибо хранилась памятью поколений. Так было и у кельтов, и у иранцев, и у индоариев. Хотите примеры? Их есть у меня…
О скольких авторах античной древности, начиная с Гекатея Милетского, зафиксированных письменно, знаем мы только то, что они были авторами чего-то? В лучшем случае — авторами чего именно они были. А ирландские эпические сюжеты, именуемые в русских переводах ирландскими — не путать с исландскими — сагами (по ирландски они назывались просто scela, то бишь повесть), зафиксированные письменной традиции не раньше X в. н. э. (от Р. Х., как стало модно говорить в последнее время), восходят часто к рубежу эр (а то и к III-II вв. до н.э.). И все это время сохранялись исключительно в традиции устной. То есть устная традиция существует вплоть до поголовного физического истребления ее носителей — и даже позже: традиция парфян, исчезнувших с лица Земли в III веке н.э., сохранилась в поэмах Дакики и Фирдоуси, в позднесредневековом персидском криминальном, как мы сказали бы ныне, «романе» Самак-Айар. Или — до тех пор, пока носители традиции не потеряют к ней интереса окончательно: такое в истории тоже случалось.
Итак, какова же судьба сетевых Linux-ресурсов? Да будут они существовать вечно, не на сайте автора — так на ином, где к ним был проявлен интерес. И появляться, после своего кажущегося исчезновения, снова и снова, в самых неожиданных местах. И так будет, пока тема материала сохраняет интерес для сообщества Open Source (хотя бы и исторический), пока существует само движение Open Source и пока существует Сеть как наследница коллективной устной традиции наших предков.