Linux’очинительство: законы жанра

Алексей Федорчук

Думаю, что любому автору бывает очень грустно, когда приходится объяснять читателям, что же именно он хотел сказать в очередной своей нетленке. Это вроде профессионального поражения — значит, автор не смог передать читателю своим текстом, про что же он пишет. Тем не менее, иногда это делать приходится.

Для начала — аналогия (не подумайте, что я равняю себя с великими именами, это именно аналогия). Были некогда два таких дядьки — Эрнст Сетон-Томпсон и Чарлз Робертс. Они жили среди животных — и писали про животных. Самых разных. Самая известная вещь Сетон-Томпсона так и называется — Рассказы о животных. Это — не научные статьи или монографии. Это — литература. И изучать по Сетону-Томпсону или Робертсу поведение лисиц или медведей гризли — так же нелепо, как изучать квантовую механику по «Краткому справочнику по физике для инженеров и студентов вузов», на сей предмет есть «Курс теоретической физики» Ландау и Лифшица. Но минимум один из тысячи, прочитавших в детстве книжки Сетона-Томпсона и Робертса, заинтересовался жизнью животных. И для кого-то это стало профессией — и тогда они обратились к работам Лоренца и Тинбергена, к их статьям и монографиям, хотя и тот, и другой тоже писали замечательные литературные произведения.

Мы нынче живём среди компьютеров. Некоторые, в том числе и автор этих строк, среди компьютеров, на которых установлен Linux, какая-никакая BSD или прочее UNIX-подобие. Некоторым из нас они интересны сами по себе, хотя и не надо очеловечивать компьютеры (шёпотом и в сторону: говорят, они этого очень не любят). Но ещё более некоторым интересно про это писать. Как Чарлзу Робертсу было интересно описать биографию Рыжего Лиса (в русском переводе — «В долинах Рингваака»).

То, что мы пишем — не обзоры, не документация, не учебники. И, уж Ахурамазда сохрани, не научные работы по Computer Science. Например, автор этих строк за 15 лет сочинительской деятельности сочинил на заказ пару документационных материалов и пяток обзоров, да и те получились скорее романами или новеллами.

То, что мы пишем — литература. Или, если не употреблять громких слов, беллетристика (по французски belles lettresизящная словесность). В наших текстах нет ничего, что нельзя было бы найти в официальной документации, man-страницах и прочих книжках. Изучать по ним устройство файловых систем или пакетный менеджмент — так же бессмысленно, как изучать этологию по книжкам Сетона-Томпсона или Робертса.

Названия этому жанру не придумано. Но жанр есть — условно я его называю линуксописательством. Цель его — не объяснить или научить, а заинтересовать. А дальше — sapienti, как известно, sat…

Ну и кстати — писать про людей, которые с компьютерами были связаны, столь же интересно. Джеральд Даррел, которого можно поставить в один ряд с Сетон-Томпсоном и Робертсом, написал очень много книжек про животных. Но лучшая его вещь — это трилогия о Корфу. А она — про людей.