Алексей Федорчук
Полная версия целиком
В прошлых очерках были приведены примеры исторических несоответствий, имеющих место быть в сериале «Викинги». И примеры эти можно умножить. Однако зачем? Я ведь не ставил себе целью уличить его создателей в отклонении от исторической действительности или, паче того, её незнании. Тем более, что в последнем их не упрекнёшь: у сценаристов и постановщиков бытовых и боевых сцен явно были хорошие консультанты. Что особенно явно видно при сравнении со множеством фильмов, несущих в своём названии культовое слово «викинг», перечислять которые было бы очень долго.
Так что все отступления от буквы истории с рассматриваемом сериале надо считать сознательными. То есть создатели его не ставили себе целью снять историческое полотно типа «Ватерлоо» или фильмов Ежи Хоффмана. Или, господь борони, пропагандистскую псевдоквазию вроде «Руси изначальной». Не знаю, было ли это осознанным решением, или так уж у них получилось, но они сняли… эпос. Не экранизацию эпического сюжета, вроде тех, что можно видеть в «Красной мантии», «Принце Ютландии» или «Кольце Нибелунгов». А именно эпос as is, в развитие традиций героических песен «Старшей Эдды» или «Песни о Нибелунгах». Только воплощённый не в литературной, а в кинематографической форме.
Действительно, в сериале есть все атрибуты эпических поэм прошлого, особенно наглядно проявляющееся в сравнении с тем же сюжетом Нифлунгов/Нибелунгов в различных его реализациях:
- отсутствие временной приуроченности — действие сериала охватывает период от набега на Линдисфарн (793 год) до (как минимум) основания герцогства Нормандского (911 год); сравниваем с хронологическими рамками Нибелунгова цикла — от вторжения гуннов в Северное причерноморье (примерно 375 год) до битвы при Недао (около 455 года) и создания королевства визиготов (493 год);
- смешение в очерченных рамках персонажей различных времён — от безымянного предводителя набега на Линдисфарн до Хрольва Пешехода aka первого герцога Нормандии, выступающих в них как современники;
- объединение в указанном временном пространстве персонажей исторических (Хорик, Ролло, Харальд Харфагр — если ограничиться только Скандинавией) и квази-исторических (Рагнар и его сыновья), а то и более-менее мифических (Лагерта, Аслауг);
- аналогично в Нибелунговом цикле в едином пространстве и одновременно действуют вполне исторические личности, хотя реально и разделённые десятилетиями и даже столетиями: Эрманарих (до 375 года), бургундские короли из года Гьюкунгов — Гундихарий, Годомарий и Гислахарий (до 436 года), Аттила (435–453), Теодорих Великий (493–526); а параллельно с ними, да ещё и на первых ролях, выступают персонажи в лучшем случае легендарные, а то и вовсе мифические — Зигфрид-Сигурд, Хаген фон Тронеге, Брюнхильд, Гримхильд-Гудрун;
- эпическая дистанцированность происходящих событий: IX век, к которому условно приурочено действия сериала, отстоит от нашего времени не намного дальше, чем эпическое время германской традиции, то есть IV-VI века — от времени её письменной фиксации в песнях «Старшей Эдды», «Песни о Нибелунгах», «Саге о Тидреке Бернском».
В сериале нет и намёка на «исторификацию» эпоса, скорее наоборот: перед нами мифологизация истории. И, может быть, поэтому он получился таким ярким и впечатляющим, в отличие от прямых экранизаций эпических сюжетов, более (»Красная мантия», «Принц Ютландии») или менее (»Кольцо Нибелунгов») бледных и невыразительных. Только, повторяю, не надо рассматривать его как учебник истории…
На этом я заканчиваю рассказ о «викингах, которых не было». В следующей серии очерков речь пойдёт о викингах, которые были.
На фоне «Нибелунгов» Ланга весь последующий мировой кинематограф, за крайне редким исключением, бледен и невыразителен. Если не смотрели, категорчески рекомендую ;)
Помню пошла массовая истерия по тематике викинги в Вконтакте,нароились группы как грибы после дождя и после них появились клубы реконов т.е. реконструкторов старины эпохи викингов типа оружие,одежда и т.д.