Алексей Федорчук
15 июня 2005 г.
Как видно из даты первой публикации, эта заметка была написана довольно давно. С тех пор в мире Иксовых шрифтов воды утекло немало, и большинство рассматриваемых в ней проблем ныне — достояние истории. Однако в ней упоминаются некоторые шрифты, которые, возможно, будут интересны и сегодня.
Проблема шрифтов всегда остро стояла перед пользователями свободных операционных систем: создание шрифтов — дело хлопотное, и вполне можно понять желание их разработчиков получать за это деньги.
Особенно напряженно обстояло дело со шрифтами кириллическими. И если для консоли вопрос был практически решен с появлением пакета terminus-fonts (описанного здесь), то для Иксов до недавнего времени его разрешения как будто бы не предвиделось.
Нельзя сказать, что кириллических шрифтов для оконной системы X не было вообще. Нет, испокон веков в состав свободных их реализаций (XFree86 и в дальнейшем Xorg) входили кириллические шрифты для кодировки KOI8-R, разработанные на заре Рунета фирмой Cronyx. В дальнейшем они были усовершенствованы Дмитрием Болховитяновым, обретя заодно и поддержку всех кодировок великого и могучего. Однако и тот, и другой набор включал только растровые шрифты, и, соответственно, сфера их применения была ограниченной.
Были, конечно, и векторные шрифты. Первоначально Иксы сами по себе (без специального фонт-сервера) поддерживали только шрифты ATM. И в этом формате были созданы шрифтовые наборы Дмитрия Сорокина и Сергея Шарашкина. Однако они включали очень ограниченное количество гарнитур (а некоторые из шрифтов Сергея еще и были не вполне «чистыми» с лицензионной точки зрения).
Положение начало меняться только с появлением в Иксах поддержки шрифтов True Type. В этом формате Валентином Филипповым был создан первый самодостаточный и лицензионно безупречный шрифтовой набор, поддерживающий все кодировки кириллицы. Он же был продублирован и в формате ATM, что делает его в некоторых случаях незаменимым. Однако полностью потребности всех пользователей он удовлетворить не мог.
В результате наибольший успех в мире свободных операционок выпал, парадоксальным образом, на долю шрифтов от классового врага — Microsoft. Справедливости ради нужно заметить, правда, что шрифты эти суть достижение творческого гения фонт-дизайнеров фирмы Monotype, специализирующейся на такого рода деятельности, а Microsoft выступала только как заказчик и, в дальнейшем, собственник их.
Тем не менее, малый джентльменский набор ttf-шрифтов от Microsoft долгое время был свободно доступен с сайта этой фирмы. Не возбранялось и их относительно свободное распространение, на которое накладывалось три запрещения: на включение в состав каких-либо программ, на помещение на физические носители и на изменение формата архива (каковым был, понятное дело, микросфтовский cab
).
То есть включать шрифты от MS в состав, например, дистрибутивов Linux (или в штатный комплект свободных Иксов) было нельзя. А единственным способом их легального использования оставалось скачивание с сайта фирмы (или каких-либо иных сайтов — запрета на распространение по Сети почему-то не было, даже после того, как сами шрифты на сайте Microsoft стали недоступны), преобразование cab-архива к какому-либо человеческому формату (для чего очень быстро придумали специальную утилиту — cabextaract
) и установка в собственную систему руками.
Конечно, майнтайнеры дистрибутивов озаботились автоматизацией этого процесса, в результате чего в большинстве Linux- и BSD-систем появились пакеты под именем corefonts
или подобным. Однако самих шрифтов они не содержали: это были просто сценарии для получения из Сети cab-архивов, их распаковки, записи в нужный каталог, создания служебных файлов (типа fonts.dir
и fonts.scale
) и, возможно, модификации конфигурационного файла Иксов. То есть все это дело напоминало несколько то занятие, которому вынуждены предаваться молодые люди, в силу каких-либо причин обделенные женским вниманием.
Конечно, пользователи так не поступали, имея в своем распоряжении более простой способ обзаведения микрософтовскими шрифтами, о котором мы скромно умолчим. Однако факт остается фактом: до последнего времени это был единственный легальный способ установки самодостаточного набора качественных ttf-шрифтов. Однако ныне у него есть не менее законная альтернатива: использование шрифтов из дистрибутива SuSE Linux версии 9.3.
Этот дистрибутив попал мне в руки во время неформального творческого семинара, проводившегося сотрудниками фирмы Novell, и был почти немедленно установлен. Останавливаться на самом дистрибутиве я не буду — это тема отдельного разговора. Скажу только, что сразу после инсталляции мое внимание привлек каталог /usr/X11R6/lib/X11/fonts/TTF
. Который содержал просто немерянное количество True Type шрифтов, большинство названий которых были мне незнакомы, а качество местами просто впечатляло. И, что было особенно интересно, каталог этот содержал не что иное, как текст лицензии GPL. Из чего следовал резонный вывод, что все его содержимое подлежит свободному распространению.
Внимательный просмотр содержимого каталога показал, что в нем собраны шрифты разного происхождения. Во-первых, здесь обнаружились работы известного фонт-дизайнера Рэя Лараби. Правда, для наших целей они не очень интересны — так как носят преимущественно декоративный характер (да и, между нами говоря, кириллицу не поддерживают).
Было там и большое количество каких-то изначально свободных (судя по частичке Free в описаниях) шрифтов неизвестного мне происхождения — как поддерживающих кириллицу, так и игнорирующих ее.
И, наконец, самое главное: шрифты производства фирмы Monotype, той самой, что разработала corefonts
для Microsoft. И эти шрифты сработаны столь же аккуратно и качественно. Правда, представлены они лишь четырьмя гарнитурами — двумя серифами (Cumberland и Thorndale) и двумя шрифтами без отсечек (Albany и Andale Sans). Но зато поддерживают кириллицу во всех ее проявлениях — от Unicode до бомжовской KOI8-R. А уж о качестве шрифтов и говорить не приходится…
Впрочем, в отношении качества — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А увидеть можно на рисунке:
Если все же покажется, что шрифтов от Monotype мало — есть смысл пройтись по тем свободным шрифтам, о которых я упоминал выше. Среди них можно подобрать также очень неплохие. Что и иллюстрируется рисунками
и
Впрочем, в отношении шрифтов лучше даже не увидеть, а попробовать. Для чего достаточно их скачать здесь — в этой коллекции собрано все кириллическое, что я выудил из ttf-каталога дистрибутива SuSE 9.3.
Сначала у меня были некоторые сомнения относительно свободы распространения шрифтов Monotype и Рэевских. Однако компетентные товарищи объяснили мне, что немцы — народ, чтущий законы. И уж если они включили что-то в свой дистрибутив — то имели на то стопроцентное право. А уж если включенное сопроводили текстом GPL — то подразумевается, что права свои распространили на широкие народные массы…
Вероятно, вы знаете, но на всякий случай по теме:
Объявлено о создании нового репозитория пакетов M17N:fonts для openSUSE и SUSE Enterprise Linux, в котором представлена подборка из более 100 свободных и бесплатных шрифтов. При подготовке репозитория также была проведена работа по унификации наименования пакетов со шрифтами, теперь такие пакеты приведены к единому виду.
Для подключения репозитория следует выполнить команду:
zypper ar http://download.opensuse.org/repositories/M17N:/fonts/openSUSE_12.1/M17N:fonts.repo
Пакеты подготовлены для openSUSE 11.4, 12.1, Evergreen 11.1, 11.2, Factory, Tumbleweed, SLE11 SP1 и SLE11 SP2.
Взято отсюда: http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=33899
2 CopaDeRon
Знаю и даже в меру своих скромных сил поучаствовал — http://suseana.ru/?p=451
Однако спасибо — эта информация заслуживает всяческого распространения.
Спасибо. Я пропустил — http://suseana.ru/?p=451
Лень сверять… Таким образом, заключаю, что это одни и те же пакеты.
> http://download.opensuse.org/repositories/M17N:/fonts/openSUSE_12.1/
> http://download.opensuse.org/repositories/home:/alv_fedorchuk/openSUSE_12.1/
2 CopaDeRon
Видимо, да, я их в свой каталог помещал — были сомнения в правильности сборки