Теология vs марксизм в современных вузах

Алексей Федорчук

Не так давно в Сети прошла волна обсуждений теологии в вузах, вызванная созданием кафедры соответствующего профиля в МИФИ — некогда одном из столпов советского высшего образования, готовившего кадры для нашей «оборонки»; но в мере не меньшей — и для академической науки. Тут задним числом вспомнили всё: и открытие в МИФИ церкви (православно подкованные граждане подсказывают, что это называется домовым храмом) на месте гардероба, и снос памятника МИФИческому студенту, с водружением на освободившемся пространстве православного креста, и многое другое — перечислять скучно…

Правда, резонные люди говорили, что ничего в этом страшного нет. Ну были при советской власти во всех вузах кафедры марксистско-ленинских дисциплин, сотрудники которых исправно проводили занятия по оным. На которых студенты столь же исправно досыпали недоспанное за ночной пулей или пьянкой, играли в морской бой, а то и просто линяли — дописывать вчерашнюю пулю или… ну, из песенки про университет имени св. Владимира известно, что студенты не только

… горькую пьют,
На начальство плюют…

но…

И ещё кое-чем занимаются!

Так что, говорили резонные люди, ничего не изменилось. И настоящие студенты (в том числе МИФИческие) нынче прекрасно сведут всю теологию

… к тому же, к чему сводили в своё время марксизм — к пиву и пуле. А если последняя пара, то и к портвею с водочкой.

А то и вообще к х… не подумайте плохого, к хвизике (слова Сергея Голубева из обсуждения темы на форуме POSIX.ru).

Однако, признавая резонность этого, согласиться полностью не могу. Почему — сейчас попробую объяснить принципиальную разницу между марксизмом «тогда» и теологией «сейчас», как я её понимаю.

Во времена, когда в вузах в обязательном порядке изучали марксизм, мы жили в государстве, которое официально объявило своей религией марксизм. Это была объективная реальность, данная нам в ощущениях власти предержащих. И, если ты не собирался эмигрировать или делать карьеру диссидента, с этим надо было считаться. И обучаться тому, как ужиться с марксизмом с минимальным моральным ущербом и, по возможности, без вреда для здоровья.

Этому и учил вузовский курс марксизма вместе с ленинизмом. Так, на лекциях по истории КПСС нам рассказывали о том, как настоящие марксисты боролись со всякими уклонистами и отщепенцами. А к семинарам велели изучать первоисточники, из которых мы узнавали о том, как вожди наши грызли друг друга, аки пауки в банке. И что не было такого старого большевика (не говоря уже о меньшевиках и эсерах), которого добрейший дедушка Ленин не обругал бы словами, применительно к которым термин обсценные выглядит самым мягким.

Всего этого sapiensам было sat для понимания того, что

… мы идём, а мы всё движемся вперёд,
и если кто ещё немножечко помрёт…

тогда

… узнаем мы всю правду про него:
Что он проклятым гадом был,
И всё, что мог, он развалил,
И что вообще был супостат против всего!

Таким образом к нам приходило понимание истории — даже к тем, кто специально ею не интересовался.

Исключительно полезной наукой была политэкономия капитализма — она научала нас, какой может быть экономика. Не меньше пользы приносила политэкономия социализма. Ибо опускала с небес на землю и показывала, в какой экономике мы будем трудиться по окончании вуза. Для молодого специалиста — геолога, для которого перспектива стать начальником отряда было вопросом пары лет, это оказывалось штукой просто незаменимой.

Из изучения диамата и, особенно, истмата следовало, что марксистско-ленинская философия была воистину философией для бедных (духом): эклектикой всего нажитого человечеством, сознательно искажённого (это на совести старины Карлы) или просто недопонятого (этим старина Фриц нередко грешил, что явствует из прочтения его Происхождения семьи, частной собственности и государства).

Ну а научный коммунизм придавал будущим советским специалистам должную закалку, сноровку и тренировку, приучая переносить мозго… пудрение руководящих товарищей «малой кровью, на чужой земле» чужой идеологии.

Что нынче может противопоставить этому теология? Каковая, насколько я понимаю, также преподаётся в свете единственно верного учения, то есть православия. Но ведь сейчас мы живём в государстве, которое формально называет себя светским. И которое на деле является многоконфессиональным. Причём конфессии в нём — от коммуно-православия до кошерного кришнаитства. Может ли изучение формальной теологии способствовать пониманию того, что происходит вокруг? О том, что теология, пусть даже не православная, а общехристианская (если таковая в принципе возможна — ведь схизматик, как известно, хуже язычника) научит студента жить в современном мире, я даже и не заикаюсь.

Добавить комментарий