О причинах кризиса Open Source. Древняя азиатская притча

Алексей Федорчук

Притча эта родилась в результате наблюдения за текущими тенденциями в FOSS-мире и их обсуждением на ряде ресурсов, в первую очередь на Юниксфоруме. Там она затрагивалась в таком количестве тем, что конкретные ссылки  мне собирать лениво — заинтересованный найдёт и сам.А сама по себе она представляет попытку ответить на вопрос, почему мало какая из открытых систем  была доведена до законченного решения для конечных пользователей.

Итак, в одной далёкой стране бегали по горам дикие бараны, архары они называются. И  были они свободны, а охота на них — доступна для всех, без различия рода, звания, пола и даже сексуальной ориентации. Разумеется, обладавших должными умениями.

И жил в тех горах один вольный джигит, умениями такими обладавший. Ходил он по горам со своим карамультуком, и баранов тех стрелял. Потому что ему это интересно было. Ну и свежую печёнку архаров очень он уважал. А с остальным мясом не знал, что делать. Большую часть соседям по аилу раздавал, что-то продавал задёшево, чтобы на порох да свинец хватало. Не интересно ему было коммерцией заниматься — ему лишь бы по горам походить…

Так и было, пока не встретил он в кишлаке, в долине, одного мясника. Тот и предложил ему — а продавай мне все излишки мяса, я его на шашлык разделаю, отвезу в город и продам знакомому, владельцу ошхоны (столовки по нашему). И завернём мы на свободных архарах вот такойбизнес — тебе не только на порох и свинец хватит, но и на подарки для твоей пэри.

На том и порешили. Продолжает  джигит охотиться, мясо, что не съедает, отвозит в кишлак и мяснику продаёт. Не дорого продаёт — не нужно ему было много денег, что с ними в горах делать. А мясник то мясо на шашлык разделывает и в город отвозит и своему знакомому продаёт. А тот уже из него шашлык жарит — да такой, что к нему в ошхону весь город сбегается, да ещё и из других городов приезжают — специально шашлыка из архара отведать.

И всё было замечательно. Да вот однажды решил он, что неправильно это, туши на шашлык разделывать. Почему — только Аллаху ведомо. Может, решил, что не нужно народу шашлык грызть, для зубов это вредно. А может, жадность его обуяла — ведь в шашлык требухи какой с жилами не подмешаем. Взял он, и порубил всё мясо-свежатинку в нежный мясной фарш. Привёз в город своему приятелю и говорит — ты с шашлычком-то завязывай, а давай торгуй теперь люля-кебабом.

Ошханщику делать нечего — к тому времени весь его бизнес на шашлыке из архаров строился. Ну и попробовал люля-кеба делать. А народ собрался и говорит: не нужен нам твой люля-кебаб, без вкуса и запаха, мы такой же в любой другой ошхоне поесть можем. И перестал он ходить в ту ошхону.

Ошханщик наш и подумал: как можно иметь дело с человеком, который сегодня мне шашлык из свежих архаров привозит, завтра — фарш на люля-кебаб, в который неизвестно что подмешано, а послезавтра вообще собачатину за мясо впаривать попробует. И в чайханщика переквалифицировался. А может быть, как злые языки говорили, в базарного сводника.

И ведь действительно, мясник сначала пробовал собачатиной да мертвечиной торговать. Пока однокишлачники про то не прознали и крепко его не побили. И тогда уехал он в очень далёкий город, в чужой стране. И стал там шаурмой приторговывать, да такой, что непонятно было, лаяла его шаурма раньше, или мяукала.

Ну а джигиту уже на свинец с порохом не хватает, не то что на подарки — инфляция. А ни к чему другому, кроме как по горам ходить, у него душа не лежала. И пошёл он в соседние горы, к тамошнему беку в охотники наниматься. А беку охотники были без надобности — для него специально фазанов фисташками выкармливали. А надобные были ему аскеры, солдаты то есть. И нанялся наш джигит в войско бека, стал по его горам ходить, да врагов бека стрелять и резать.

Вот что бывает, когда свежее мясо в мясной фарш рубят…

О причинах кризиса Open Source. Древняя азиатская притча: 8 комментариев

  1. Опенсорц — как коммунизьма, в теории — просто замечательно, а вот на практике как-то не очень. Не то, чтобы совсем, а так местами — где зашибись, а где вообще хреново. ИЧХ, зашибись именно в том месте, где широким народным массам как-то параллельно, а хреново — там, где наоборот. Как бы не получилось все, как с коммунизьмой. А все ж из-за чего? Страшно далеки они от народа, как высоколобые теоретики, так и суровые практики. Такое впечатление из общения на форумах сложилось, что многие живут в стране эльфов. Но, как говорил другой известный деятель, когда припекло, «другого народа у меня для вас нет.» Так что пока бурлят эмоции и говны, народ безмолвствуя, пользует семерочку с восьмерочкой, и знать об опенсорсе и его кризисах не знает.

  2. Старший брат показывал подробно, как готовить шашлык. Да, это было Свободно и Открыто. И очень вкусно! Рядом со станцией Чалдовар. Образно написано, Спасибо!

  3. Там где правит балом денюжка, никогда честному бизнесу не бывать. рано или поздно жадность пожрет какое звено цепи и цепь развалится, како было показано в истоии. Посему опенсорцу очень трудно в современных реалиях существовать.
    Мне опенсорц напоминает храброго зайца в стае волков. рано или поздно волки пожрут зайца. одно спасение — перебить волков.

  4. Ну, да. Хорошо сказано. Как обычно, впрочем :-) Только ведь притча, она ведь много к чему применима ;-). Мало ли рационального/хорошего было в истории человечества, что так и не осчастливило «народные массы»? Полагаю, что это самое рациональное просто появлялось вовсе не с целью «осчастливить» эти самые массы. Даже если кто-то этого хотел, кто-то рассчитывал на это, а кто-то даже обещал. Мало ли…

    Вспомнилась сентенция одного блоггера, который написал, что «нефть по 110 долларов через 60 лет после изобретения атомной бомбы, говорит о полной катастрофе фундаментальной физики не способной предложить миру никаких альтернатив». Так и видится Эйнштейн, рвущий на себе волосы в бессилии обеспечить народным массам дешёвый бензин. Примерно настолько же абсолютное большинство авторов open source озабочено противостоянием Linux/Windows, успехом «ориентированных на пользователя» дистрибутивов и прочей хренью. Т.е. не то чтобы вовсе «по хер»: жалко их, хорошие ребята. Но чтобы делать «хорошо кому-то» вместо того, что нравится тебе… С какого-такого бодуна?

    Полная аналогия с наукой, о которой мы столько раз говорили, не находишь? Вклад open source в развитие ИТ огромен и неоспорим. Образовательный и воспитательный — тем паче. А то, что на выходе не видно «товаров народного потребления»… А кто-то обещал?

    Ну, а куда мы все вместе таким образом катимся… Это уже совсем другая история ;-) Возможно и сюда: http://blog.etc-by-popov.pp.ua/2011/10/kurt-vonnegut.html

  5. > Полная аналогия с наукой, о которой мы столько раз говорили, не находишь?
    Нахожу… ибо действительно обсуждали мы это с тобой без счёта.
    Ну не желают люди понимать (или принимать?) очевидные вещи.
    Что одни люди придумывают (или открывают) чего-то новое, другие придумывают на основе этого технологии, третьи — как из этих технологий извлекать прибыль.
    И это совсем разные люди.
    Что-то не слышал я, чтобы Эйнштейн создал фирму по коммерческому использованию фотоэффекта, а, скажем, Лоуренс — по торговле тяжёлыми изотопами.
    И много наэкспериментировал бы Резефорд, если бы финансировал свои работы продажей косынок с изображением атомиума.
    Это примерно то же самое, как если бы наш джигит половину дня, вместо того чтобы за архарами бегать, копал бы корень гюльджан.

  6. Соглашусь с den_beckett, однако же от себя добавлю, что опенсорц — это не только системы — многие прикладные программы на той же семерочке с восьмерочкой неплохо живут, что, с одной стороны, таки прибавляет знания об опенсорце, но, с другой, приход опенсорц-систем в массы тоже не ускоряет…

  7. И снова я, и снова опечатка в заголовке :)
    > О причинах кризаса
    Кризиса?

Добавить комментарий