Алексей Федорчук
Пару раз мы с моим старым товарищем и коллегой Владимиром Поповым обсуждали вопрос о комментировании сетевых материалов, особенно онлайновом. Что послужило не только предметом для приватной переписки, но и поводом для нескольких онлайновых же публикаций.
Мнение Владимира, основанное на веках сетевой жизни, было однозначным: при онлайновом комментировании крупицы полезной информации тонут в море самовыражопливания информационно-неполовозрелых аффтаров каментов. И в принципе я, хотя и не обладал таким опытом, был с ним почти согласен. Вплоть до того, что временами порывался закрыть возможность комментирования в данном блоге.
Однако иногда в комментариях получаешь вполне полезные мысли, факты, соображения — и я очень признателен их авторам — и тогда оказывается, что их слишком много для поимённого перечисления. А иногда появляются такие которые в одиночку способны перевесить мегабайты однообразных аффтар жжот и КГ/АМ.
Например, на днях получил я отклик на квази-фольклорную песню о якобинцах — и на душе стало очень тепло. Позволю себе процитировать автора, подписавшегося как Alexey Kamenskikh:
Потрясающий текст! Насколько мне известно, его автор — профессор истфака Пермского гос. университета замечательный историк Лев Ефимович Кертман.
Однако тут мне придётся вернуться на 35 лет назад, к далёкой студенческой юности. Именно тогда я и услышал упомянутую выше песенку про якобинцев, а также аналогично поросячью — про Микелянджело и Папу Римского. В исполнении нашего однокашника и друга — Саши Глухова (ныне, разумеется, давно уже Александра Михайловича). Относительно авторства он говорил лишь, что слышал обе эти песенки от студентов-историков Удмуртского государственного университета, ибо сам был родом из славного города Ижевска.
Кстати, Саша уехал по распределению в не менее прославленный город Караганду, ныне расположенный в Ближней Забугорщине. И первое своё письмо (ещё вполне бумажное) оттуда начал такими словами:
Как известно, на Руси есть четыре города-матери: Москва-матушка, Одесса-мама, Киев — мать городов русских, и Караганда — мать её так.
Возвращаясь, однако, к песенкам, скажу, что с тех пор я не встречал никого, знавшего эти слова или хотя бы слышавшего их. И тут — комментарий от человека, не только с ними знакомого, но и знающего автора по крайней мере одной из них. Повторяю, для меня это было очень радостно…
В том числе и потому, что заставило вспомнить о предполагаемом авторе — Льве Ефимовиче Кертмане, историке, профессоре упомянутого в комментарии Пермского университета, авторе нескольких книжек об истории Англии 19 — начала 20 века. В некотором отношении он был учеником Евгения Викторовича Тарле (надеюсь, в представлении не нуждающегося). Не оттуда ли проистекает сюжет песенки про якобинцев?
Формальную биографию Кертмана пересказывать не буду — заинтересованные легко найдут её, например, в Википедии. Да и покопавшипсь по поисковикам, можно надыбать немало фактов о его жизни и работе. А также догадаться, что стоит за голыми фактами. А кое о чём и прочитать — например, в этом вот тексте.
Так что не только газеты сеють разумное, доброе и вечное. Иногда это делают и комментарии к онлайновым публикациям.