Книжная седьмица, день седьмой: Кожа для барабана

Алексей Федорчук

В предыдущие дни говорилось о книгах, которые я знаю и люблю давно (некоторые — очень давно). И авторы которых, если они известны, также давно покинули этот мир (а неизвестные авторы исландских саг — ещё давнее). Ныне же речь пойдёт о романе, который я заценил не так давно, как и всё остальное творчество автор, к счастью, ныне здравствующего. Что, как будет сказано в конце, по умолчанию не подразумевалось. Кстати, роман этот — ещё один пример «необычного» детектива, который был обещан в конце Дня пятого. Вот он:

Артуро Перес-Реверте, Кожа для барабана, или Севильское причастие

В чём «необычность» этого романа? Казалось бы, он принадлежит к жанру «настоящего детектива», тому, в котором сочинял Карр — то есть все исходные данные для разгадки автор читателю предоставляет. Однако я, при своём полувековом опыте чтения такого рода литературы, не смог решить эту задачу до самой последней фразы. И даже сколько-нибудь обоснованных предположений у меня не появилось — только догадки, ни одна из которых не подтвердилась.

В двух словах сюжет таков: в суперзащищённый компьютер папы Римского проникает хакер, и оставляет там сообщение о задрипанной церковке в Севилье, вокруг которой творятся всякие безобразия, в том числе с летальным исходом. Для расследования этого дела командируется эмиссар Папской курии, некто Куарт, разумеется, облечённый духовным саном.

Пока ничего из ряда вон выходящего, детективы-священники временами встречаются, начиная с незабвенного патера Брауна. Правда, если патер — индивидуальный предприниматель от следствия, то Курат чиновник для ну ооочень особых поручений, имеющий большой опыт разборок с нехорошими, по мнению римской церкви, людями. Не он ли надоумил Бэ нашего, Акунина, на создание образа Пелагии?

Куарт занимается расследованием предыдущих таинственных, в том числе и летальных, происшествий, благополучно разбирается с заведомым убийством, случившимся уже при нём (для внимательного читателя разобраться с ним тоже труда не составит), влюбляется и изменяет своему монашескому обету — но перед главной тайной, то есть вычислением личности хакера, оказывается бессильным. Как спасовал перед ней и я (а также все мои знакомые, кто эту книжку читал). Это единственный в моей практике случай с тех пор, как читал в 60-х первые по настоящие детективы тёти Агафьи (об одном из них, «необычном» и не очень известном, я со временем расскажу).

Когда тайна раскрывается, понимаешь задним числом, что задачу эту можно было бы решить — но не очень частым в детективах методом (каким — не скажу, чтобы не лишать удовольствия потенциальных читателей). Однако по ходу дела смекалки мне не хватило…

У Переса-Реверте есть и ещё один замечательный детектив, который также можно назвать необычным — «Фламандская доска»: в нём расследуется преступление, совершённое полтысячи лет назад — и расследуется в наши дни. Но о нём я говорить не буду, читатель, заинтересовавшийся творечеством автора, легко найдёт его сам.

Творчество Артуро Переса-Реверте отнюдь не ограничивается детективами. Более, того, собственно детективы занимают в нём незначительную часть. А большая — это скорее исторические романы, такие, как «Гусар», «Учитель фехтования», «Мыс Трафальгар», «День гнева», «Осада, или Шахматы со смертью», «Добрые люди». Они группируются вокруг эпози Бонаратовых войн, с единичными отклонениями в XVIII век и середину XIX. И в большинстве из них детективная составляющая тоже присутствует.

А вот самое объёмное произведение Артуро, цикл «Приключения капитана Алатристе» (на сегодняшний день включает семь романов), детективного элемента лишён. Он описывает эпоху Тридцатилетней войны, и действие его разворачивается в Испании, Фландрии, Италии, на водах Средиземного моря. Цикл этот недописан — и подозреваю, что не будет дописан никогда: экранизация его доведена до финала, битвы при Рокруа. После чего писать о неохваченном ещё временном интервале, наверное, скучновато.

Один из ранних романов Переса-Реверте — «Территория команчей». Вопреки названию, он повествует вовсе не про индейцев, а описывает будни простых военных корреспондентов. Каковым и был автор на протяжении двадцати лет, за которые успел побывать в большинстве горячих точек того времени. Дважды «пропадал без вести» и объявлялся мёртвым — в Западной Сахаре и Эритрее. В общем, тему романа знает не понаслышке…

Добавить комментарий